Масляные насосы используют для перемещения жидких технических составов между емкостями. Такое оборудование необходимо при замене масла в автомобилях, при работе с гидравлическими системами в промышленности. Также оно используется на производстве, где откачка выполняется регулярно. Насос экономит время, исключает контакт с нефтепродуктами и обеспечивает точную подачу.
Требования к масляным насосам
При работе важно сохранять равномерное давление. Насос должен справляться с густыми составами, выдерживать колебания температуры и не разрушаться от примесей. Его надежность влияет на работу всей системы — от редуктора до смазочной линии.
Чтобы оборудование работало без остановок, к нему предъявляются особые технические требования:
- Насос должен стабильно работать с жидкостями разной густоты. Стандартный диапазон — от 10 до 2000 сСт. При выборе учитывают вязкость конкретной жидкости и условия эксплуатации.
- В масле часто присутствуют пыль, ржавчина, стружка. Чтобы насос не заклинило и не стерлись детали, применяют прочные и износостойкие материалы.
- Важно, чтобы насос сохранял рабочие характеристики при минусовой температуре. Это требование актуально для оборудования, которое используется на открытых площадках или в неотапливаемых помещениях.
- Уплотнения подбираются с учетом химического состава масла. Если в жидкости есть агрессивные присадки, обычные резиновые прокладки быстро разрушаются. Чтобы избежать утечек, применяют устойчивые к маслу материалы.
- Электродвигатель должен выдерживать длительные и частые циклы работы. Он не перегревается при пиковых нагрузках и стабильно запускается, даже если насос включается десятки раз за смену.
- Необходимо, чтобы присоединительные трубки совпадали по диаметру с трубопроводом. Герметичность соединений напрямую влияет на надежность системы, поэтому монтаж выполняется строго по размерам.
Виды насосов
Масляные насосы различаются по конструкции и принципу работы. От этого зависит их производительность и устойчивость к нагрузке.
Шестеренчатый насос
Работает за счет зацепления двух зубчатых колес. При вращении шестерни захватывают масло и проталкивают его по направлению к выходному отверстию. Достоинства механизма:
- не теряет мощности при увеличении плотности;
- поддерживает давление при вязкости до 2000 сСт;
- справляется с отработкой даже при температуре ниже нуля.
Он не требует дополнительного охлаждения и подходит для длительной непрерывной работы.
Роторный насос
Использует вращение эксцентрикового вала с лопастями, которые плотно прилегают к внутренней стенке корпуса. При вращении лопасти формируют герметичные камеры, последовательно продвигающие жидкость. Рабочая вязкость ограничена значением около 500 сСт.
Винтовой насос
Перемещает жидкость за счет винтообразных роторов. Каждый оборот втягивает масло и выталкивает его вперед с постоянной скоростью. Механизм не заедает при контакте с примесями и не теряет производительность при высоком давлении. Этот тип оборудования применяют при перекачивании тяжелых или загрязненных составов.</p
Ручной насос
Не зависит от электропитания. Принцип работы вакуумный. Поршень внутри цилиндра создает разрежение, благодаря которому масло втягивается в корпус, а затем выталкивается наружу. Такой принцип работы подходит при периодической выкачке из бочек и баков. Использование возможно в любых условиях, но производительность ограничена усилием оператора.
Центробежный насос
Создает поток за счет вращения крыльчатки. Лопатки ускоряют жидкость, которая затем направляется по спирали к выходу. Давление создается за счет центробежной силы. Насос работает быстро, но подходит только для жидких и чистых масел с вязкостью до 100 сСт. При увеличении плотности эффективность резко падает.
Как сделать выбор
При выборе сначала учитывают, при какой температуре будет работать насос. Если масло остается текучим даже в мороз, подойдет модель со стандартным ротором. Но если оно густеет уже при легком охлаждении, нужен шестеренчатый механизм.
Другие важные характеристики:
- Если в масле присутствуют остатки топлива или твердые включения, фильтр обязателен. Для отработки используют модели с крупной ячейкой или сменным картриджем.
- Для подачи на большую длину важен не только диаметр шланга, но и давление, которое создает насос. Чем выше сопротивление в трубопроводе, тем мощнее должен быть двигатель.
- Корпус из стали выдерживает удары и не реагирует на агрессивные составы. Насосы с бронзовыми элементами работают дольше в контакте с горячим или окисленным маслом. Алюминий быстро стирается, особенно если в жидкости много твердых частиц.
- Если насос нужно часто переносить, важна удобная форма. Компактный агрегат с прорезиненной ручкой и устойчивыми ножками легче закрепить на бочке или полу.
Если необходимо учитывать объем жидкости, используют модели со встроенным счетчиком. Если работа ведется под давлением, реле помогает отключить насос при достижении нужного значения. Эта функция защищает магистраль от повреждений.
Правила эксплуатации
Перед запуском устройства проверяют все соединения. Если есть слабое место, масло будет подтекать или насос втянет воздух, и давление в системе упадет. Внутри системы не должно быть мусора. Если в масле присутствуют крупные частицы или стружка, они повредят рабочие элементы.
Когда насос используется на морозе, двигатель перед работой прогревают, но только если это предусмотрено производителем. Иначе внутри может образоваться конденсат или нарушится герметичность.
Работать с насосом можно только при включенном двигателе. Если его остановить, а кран оставить закрытым, внутри создается избыточное давление. Прокладки в результате повреждаются, а корпус деформируется.
После завершения работы из шлангов нужно слить остатки масла. Особенно важно удалять старую или загустевшую отработку — она быстро застывает и потом мешает запуску. Насос внутри должен оставаться сухим, если предстоит долгий перерыв.
Насос прослужит дольше, если соблюдать рабочие параметры. Он рассчитан на определенную вязкость и давление. Если жидкость слишком густая или требуется прокачка на большую высоту, двигатель будет работать с перегрузкой. Это заметно по снижению оборотов, шуму и нагреву. В таких случаях нужно либо уменьшить длину трассы, либо выбрать более мощную модель.